Вопрос, вынесенный в заголовок, занимает умы ученых не один десяток лет, в томчисле и сотрудников нашего института. Ибо с историко-этнографической точки зрения горские евреи представляют большой научный интерес, не все белые пятна стерты в истории этого древнейшего народа.
На постсоветском пространстве горские евреи издревле населяют в основном горные и предгорные местности на Северном Кавказе и в Азербайджане. В нашей стране они компактно проживают в Красной Слободе (Губинский район), в квартале Джухуглар райцентра Огуз (бывший Варташен), немало горских евреев в Гяндже, Шамахе и, конечно же, в Баку.
Самоназвание горских евреев «джухур» («джуур»). В научной литературе нередко их называют кавказскими евре-ями, включая в это понятие и грузинских евреев. Соседи их называют «даг джууду». Отсюда и русская калька этого этнонима — «горские евреи». В Азербайджане они известны и как «губа джууду» — «губинский еврей» и «губеи».
По последней официальной переписи населения, в бывшем СССР зарегистрировано 19.516 горских евреев, из которых 5.484 — в Азербайджане. В переписи населения независимого Азербайджана 1999 г. указана общая численность евреев в стране, которая составила 8.916 человек, в частности, по Губинскому району — 4.240 человек. Однако по неофициальным данным, их в республке до 15-20 тыс. человек.
На численный состав горских евреев в течение длитель-ного исторического времени влияли весьма разные факторы — этнические и этнокультурные процессы, несовпадение этнической и языковой принадлежности. Немаловажную роль здесь играли и игнорирование горских евреев при тоталитарном советском режиме, двойственность этнического самосознания у некоторой части горских евреев, а также активные миграционные процессы. Необходимо отметить, что в бывшем Советском Союзе, особенно в 40- 60-е годы, этноним горские евреи был фактически запрещен и заменялся термином «тат».
Совершенно прав исследователь горских евреев А.Р.Зидельдт-Симумяги, который утверждал еще в 30-х годах прошлого века о том, что термин «тат» не получил гражданства и формальная классификация населения по этому принципу приводила к недоразумениям из-за многозначности понятия. Но все-таки автор считал, что закрепление термина «тат» за горскими евреями «настоящая революция». Ясно, что в условиях антисемитизма другого мнения быть просто не могло.
Горские евреи говорят на нескольких диалектах и говорах еврейско-татского языка, который относится к западной ветви иранских языков. Еврейско-татский язык разделяется на две группы диалектов. К первой относятся диалекты Северного Кавказа, ко второй — губинских евреев, куда примыкают и говоры дербентских и варташенских евреев. По другой классификации, диалекты языка горских евреев делятся на махачкалинско-нальчикский, дербенто-губинский и варташенский. Некоторые современные исследователи называют язык горско-еврейским, а самих евреев этнолингвистической общиной.
По религии евреи — иудаисты. Они признают Ветхий Завет, который составляет часть Библии. В религиозной жизни особое место занимает Тора (Пятикнижие) — раздел Ветхого Завета.
К особо почитаемым еврейским книгам относится и Талмуд — энциклопедия еврейского образа жизни.
Относительно этногенеза горских евреев имеется много гипотез. Мнения авторов весьма противоречивы. Но большинство специалистов происхождение горских евреев связывают с переселением евреев в разные страны в результате агрессии Ассирии и Вавилонии. Из книги Царств известно, что еще в VI в до н.э. часть израильтян поселилась в Ассирии и в Мидии. В 721 г. до н.э. ассирийский царь Сапган II захватил Израильское царство, а вавилонский царь Навуходоносор II дважды в 597 и 586 гг. до н.э. покорил Иерусалим. Ученые считают, что среди изгнанных со своей исторической родины и переселенных в Северную Месопотамию, Ассирию и Иран «Десяти колен израиловых» колено Вениамина — предки современных горских евреев.
Важную веху в этноконфессиональной и особенно этнолингвистической истории горских евреев представ-ляет Иран. Проживая более полутора тысячи лет в иноэт- нической среде, евреи сохранили свои первоначальные исторические корни. По мнению известного исследова-теля Гериха Гретца, в условиях Ирана горские евреи «всеми мерами старались сохранить свои отличительные черты и свой национальный характер… они вступали в браки исключительно со своими… им приходилось жить в чужой среде, вдали от родины, они делали все для того, чтобы быть и остаться иудеями».
Вместе с тем в ходе длительного проживания в Иране традиционная духовная и материальная культура, язык горских евреев подвергаются значительной трансформации. Особенно повлиял на их духовность зороастризм — государственная религия Сасанидов. Дуализм — вера в добро и зло, характерный для зороастризма, наблюдается в первобытных религиозных воззрениях евреев, которые переплетаются с элементами язычества.
На Кавказе горские евреи появились в V-VI вв н.э. при Сасанидах. Основной причиной переселения считается преследование, которому они подвергались при Иездегерде II.
О первых поселениях евреев в Азербайджане имеются весьма скудные сведения. Сравнительно хорошо изучена история и этнография Красной Слободы, жители которой первоначально жили в Кулгате, недалеко от г.Куба, в местности под названием «Гала дузу». После разрушения Кулгата в 1703-1731 гг. Надиршахом жители основали новое одноименное село. Необходимо отметить, что уцелевшие горские евреи в Кубе нашли убежище под покровительством Фатали хана Кубинского. Поселок состоял из 11-ти кварталов, 6 из которых считались основными: Кулгат, Кусары, Гиляк, Агаджан и др. Жители квартала Гиляк — выходцы из Ирана, Кусары — из Кусара. В квартале Кулгат, самом старом и первоначальном ядре горско-еврейской общины, жили выходцы из исторического Кулгата. Накануне установления советской власти в поселке действовали 11 синагог. Каждый квартал имел свою синагогу. В строительстве синагог наблюдается влияние исламской архитектуры. В 1928 г. поселок был переименован в Еврейскую Слободу.
Следует отметить, что Красная Слобода ныне — единственное в мире место компактного проживания евреев в диаспоре. По словам известного специалиста-этнографа С.И.Вайнштейна, опыт кубинских евреев по сохранению традиций поистине уникален.
В прошлом традиционными занятиями горских евреев являлись земледелие, садоводство, ремесленное производство. До 70-х годов XIX века выращивали марену. В Красной Слободе в значительной степени занимались и табаководством. Огородничество и бах-чеводство в основном культивировали варташенские евреи. Они считались хорошими садоводами, но зани-мались и мелкой торговлей, ради которой отправлялись в Тифлис и Кутаис. Среди горскоеврейских ремесленников особенно выделялись кожевенники, скорняки, мастера по выработке сафьяна, красильщики. С развитием нефтяной промышленности в Баку в 70-х гг. XIX века в ремесленном производстве начался упадок. Многие жители Красной Слободы перебираются в Баку, становясь рабочими на нефтяных промыслах.
Определенный интерес представляет динамика численности населения Красной Слободы. В 1812 г. она составляла 12 тыс., в 1832 г. — 2.671, в 1835 г. — 2718 т, а в 1897 г. — 8 тысяч. В 1915 г. из 19.717 горских евреев Азербайджана в Красной Слободе проживали 17.812. По переписи 1959 г. в Азербайджане проживало 40 тыс. горских евреев.
Первые десятилетия советской власти характеризуются ростом национальной культуры малых народов Азербайджана, в том числе и горских евреев. В Баку и Красной Слободе развертывается большая культурно-просветительская работа. Издаются буквари и газеты на еврейско-татском языке. Формируется национальная интеллигенция. Я.М.Агарунов (1907-1992) был одним из зачинателей еврейско-татской литературы. В 1919 году Национальный еврейский Союз Азербайджана (сионис-ты) создал в Баку Еврейский университет, в 1920 году здесь же выходит газета на еврейско-татском языке «Табуши-Сабухи» («Заря»), а в 1922 г. — газета «Корсох» («Рабочий»). В те годы в Кубе создается клуб горско-еврейской молодежи.
Издавна между азербайджанцами и горскими евреями существовали тесные хозяйственно-экономические взаимоотношения. Многовековая совместная жизнь, интенсивные этнокультурные связи обусловили формирование общих или близких черт в сфере традиционного быта и культуры между азербайджанцами и горскими евреями. Еще в 1926 г. журналист А.Ракитни-ков, побывавший в Слободе, писал в газете «Бакинский рабочий» о том, что «по пятницам в Красную Слободу приезжали азербайджанцы, чтобы евреям готовить пищу, «ибо в субботу грех что бы то ни было делать».
А известный горско-еврейский ученый И.Ш.Анисимов писал еще в 1888 г. об обычае побратимства между азербайджанцами и горскими евреями. Как и у азербайджанцев, традиции гостеприимства у горских евреев соблюдались со всей строгостью. Между азербайджанцами и горскими евреями было широко распространено и куначество. Как и побратимство, оно играло важную роль в общественном быту азербайджанцев и горских евреев.
За годы независимости нашей страны и демократизации общества наблюдается дальнейший рост культуры горских евреев. В Красной Слободе, отметившей недавно 270-летие общины, отреставрировано более 50 свитков Торы, восстановлены 5 синагог. Недавно обновлена шестикупольная синагога.
Большим событием в научной жизни республики стало проведение в последние годы Баку и Красной Слободе международной научной конференции «Горские евреи Кавказа», презентации нового издания книги И.Анисимова «Кавказские евреи — горцы», подготовленные профессором Михаилом Агаруновым, кандидатом исторических наук Леей Шамаиловой, дотором философских наук Сергеем Вайнштейном.
Ариф Аббасов, директор Института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана, член-корреспондент НАНА, доктор исторических наук.